Научно-исследовательская работа студентов

 Цель НИРСа привлекать  наиболее способных и талантливых студентов к выполнению научных исследований, совершенствования и развития научного творчества студентов.
Основные задачи НИРС состоят в следующем:
  1. Осуществление научно-исследовательских работ студентами в соответствии с основными направлениями научных исследований  нашей кафедры и факультета.
  2. Развитие навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности у студентов;
 Для обеспечения НИРС кафедра формирует и утверждает специальный перечень актуальных научных тем, рекомендуемых для исследования студентам под научным руководством профессорско-преподавательского состава. Каждый студент вправе ознакомиться с перечнем научных тем кафедры, рекомендуемого для исследования студентам, и выбрать себе любую тему для исследования с согласия предполагаемого научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава.
Цели и задачи научно-исследовательской работы студентов

Основными целями системы НИРС на кафедре являются:
  1. создание и развитие условий, которые обеспечат возможность для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве – полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его способностями и потребностями;
  2. обеспечение единства образовательного, научного и инновационного процессов с формированием и развитием творческих способностей, улучшением профессионально-творческой подготовки студентов, совершенствованием форм привлечения молодежи к научным исследованиям, научно-технической деятельности.
Основными задачами функционирования системы НИРС являются:
Формы научно-исследовательской работы студентов
  1. участие в выполнении НИР;
  2. работа в научных кружках;
  3. участие в работе конференций, семинаров и круглых столов;
  4. подготовка публикаций в научные журналы и сборники докладов,
НИРС включает в себя следующие составные части:
1. НИРС, которая организуется и проводится в учебное время,
предусматривает изучение студентами методологии исследовательской работы, систему закрепления знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования. Учебно-исследовательская работа студентов предусматривает элементы исследований в традиционных формах обучения (на учебно-методических занятиях, при подготовке рефератов).
2. НИРС, выполняемая во внеучебное время – это работа студентов в
научных кружках и семинарах и инновационных работах, участие студентов в международных исследованиях по договорам, участие в конкурсах на получение грантов.
Руководство деятельностью студентов осуществляется научным руководителем.
К организационно-массовым кафедральным мероприятиям, стимулирующим развитие НИРС следует отнести: конкурсы, олимпиады,
конференции, выставки и т.д.
Основные принципы организации НИРС
Основным принципом организации НИРС на кафедре является его системность, предполагающая интеграцию учебного и научно-исследовательского процессов, а также синтез теоретического и
практического обучения в области НИРС с получением конкретных результатов, воплощенных в самостоятельные научные работы, статьи.
Система НИРС должна обеспечивать возможность непрерывного участия студентов в научно-исследовательской работе в течение всего периода обучения с учетом будущего профессионального предназначения.
Непосредственное руководство НИРС осуществляет научный руководитель Научного студенческого общества. Основным звеном,
реализующим все виды НИРС и отвечающим за ее результаты, является научно-педагогические работники кафедры.

Каждый научно-педагогический работник обязан обеспечить возможность научного совершенствования конкретного студента в рамках соответствующего научного направления  кафедры с целью обеспечения  и наращивания научного потенциала кафедры.
Организация НИРС на кафедре выстраивается последовательно, с постепенным (от курса к курсу) усложнением выполняемых научных работ.
На первом и втором курсах основным содержанием НИРС должно быть:
  1. выявление студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
  2. ознакомление с основными научными направлениями кафедры;
  3. ознакомление студентов с возможностями их реализации в научноисследовательской, научно-организационной, координационной, научнопроектной, внедренческой и иной деятельности кафедры;
  4. формирование у студентов в ходе общенаучной подготовки перспективных навыков, умений и приобретение базовых знаний, необходимых для выполнения научной работы;
  5. обучение основам самостоятельной работы;
  6. обучение правилам оформления справочного научного материала и конспектированию научной литературы;
  7. развитие аналитических способностей и нестандартного мышления (реферативная работа, научные исследования в рамках методико-практических занятий);
  8. представление научных результатов в виде выполненной реферативной работы в рамках учебного процесса, либо в форме научного доклада на конференции, «круглом столе», заседании научного кружка и т.д.
На старших курсах, с учетом усложняющихся задач и форм научно-исследовательской работы, увеличения ее объема, НИРС приобретает все более ярко выраженный творческий характер. В ходе выполнения небольших самостоятельных исследований и заданий творческого характера, основным содержанием НИРС должно быть:
  1. формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, методик, технических средств проведения исследований и обработки результатов;
  2. участие во внутривузовских конференциях, конкурсах научных работ;
  3. поиск и выбор темы исследования по соответствующим научным направлениям;
  4. представление научных результатов в виде выполненного научного доклада на конференции, «круглом столе», заседании научного кружка .
  5. дальнейшее формирование, закрепление и совершенствование
  6. полученных знаний, умений и навыков;
  7. развитие творческого мышления и подхода к решению конкретных задач, умения самостоятельно принимать и реализовывать решения;
  8. использование студентом полученных знаний на практике в процессе самостоятельной научно-исследовательской работы по индивидуальному заданию;
  9. участие студента в научных конференциях, конкурсах всех уровней, научных исследованиях под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры;
Технологии организации НИРС
Технологии организации НИРС, встроенной в учебный процесс:
  1. подготовка научного реферата, представляющего собой законченный проект на заданную тему с исследовательскими разделами или полностью научно-исследовательского характера, выполненный студентом под руководством конкретного научного руководителя из числа ППС кафедры;
  2. индивидуальные научно-исследовательские работы студентов представляют собой участие студентов в разработке определенной проблемы в рамках получаемой специальности под руководством конкретного научного руководителя ;
  3. активно участвовать в научно-организационной и исследовательской деятельности;
  4. решении научно-исследовательских работ на практике.
  5. Стимулирование развития научно-исследовательской работы студентов 
Основными формами стимулирования НИРС являются:
  1. учет результатов НИРС при оценке знаний (при выставлении зачета) на различных этапах обучения;
  2. публикация научных работ студентов;
  3. представление лучших студенческих научных работ на конкурсы и конференции различных уровней;
Перечень тем курсовых работ на 2018-19 учебный год