Научно-исследовательская работа студентов

Цели и задачи научно-исследовательской работы студентов
1. Целью развития научно-исследовательской работы (НИРС) студентов является создание условий для раскрытия творческих способностей студентов в сфере научной деятельности и формирование у них навыков ведения научных исследований, укрепление и подготовка кадров научных работников и профессорско-преподавательского состава.
2.Основными задачами НИРС являются:
2.1. создание условий для реализации личностных творческих способностей молодежи, поддержка ее научной деятельности;
2.2. обучение студентов методологии научного проектирования;
2.3. повышение массовости и результативности участия студентов в научной деятельности;
2.4. рациональное использование студентами свободного времени, отвлечение их от приобретения вредных привычек и антиобщественных устремлений;
2.5. отбор одаренных и талантливых студентов, способных к преподавательской и научной деятельности, для дальнейшего обучения и пополнения научно-педагогических кадров;
Основной базой для организации и проведения НИРС является профессорско-преподавательский потенциал кафедры в сотрудничестве со студенческим научным обществом университета. Во всех случаях студенческая научная работа органически увязывается с основными научными исследованиями профессорско-преподавательского состава университета и является важным показателем работы кафедр.
 Характер научной работы студентов определяется тематикой научных проблем и может включать в себя: а) экспериментальные работы; б) теоретические работы; в) реферативные работы, в том числе - подбор и изучение новейшей информации о разработке той или иной научной проблемы по периодическим изданиям; изучение истории деятельности и трудов основоположников отраслей наук.

Современное понятие "научно-исследовательская работа студентов" включает в себя два взаимосвязанных элемента:
  • обучение студентов элементам научно-исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;
  • собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров, доцентов и преподавателей кафедры.
Исходя из этого внеаудиторную самостоятельную исследовательскую работу студентов можно разделить на два вида: учебно-исследовательскую (УИРС) и научно-исследовательскую (НИРС).
Несколько иные функции имеет научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Сопоставление учебно-исследовательской работы с НИРС показывает наряду с общностью целей и результатов существенные организационные различия. Термин "научно-исследовательская" в строгом смысле предполагает не "ученический" уровень изысканий, а объективную общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов (новизна теоретических выводов или новизна предложений по практическому использованию положений). Однако в практике высших учебных заведений НИРС отличается от УИРС фактически не по качеству итогов, а по характеру отношения к учебному процессу и, соответственно, по контингенту участников: НИРС, в отличие от УИРС, не является частью учебного процесса, хотя и оказывает на него положительное воздействие. НИРС проводится в свободное от учебных занятий время: студенты работают над индивидуальными или коллективными темами (связанными с кафедральной научно-исследовательской тематикой), участвуют в работе научных кружков и факультативов, выступают с сообщениями на студенческих научных конференциях. К участию в НИРС студенты привлекаются на добровольных началах.


Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) выполняется каждым студентом в отведённое расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке под руководством преподавателя.
Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями творческой работы коллектива (студенты - преподаватель). В процессе выполнения учебных исследований  будущие специалисты учатся, самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных научных задач.
Эта работа является неотъемлемой частью педагогического процесса кафедры. Она наряду с традиционными видами обучения осуществляется на аудиторных занятиях, но в большей мере предполагает участие во внеаудиторной учебно-исследовательской работе каждого студента, включая систематическое выполнение заданий по СРС.
Специфика УИРС, отличающая её от традиционных видов обучения, состоит в том, что, занимаясь ею, студент выступает не в роли пассивного объекта получателя готовой, систематизированной и аранжированной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. Слушая лекции и читая учебник, студент обычно готовится к механическому воспроизведению содержащихся в них сведений на экзамене. В системе УИРС студент самостоятельно, хотя и под руководством преподавателя, ведёт наблюдения за материалом, экспериментирует, осуществляет поиск в научной и методической литературе.
Таким образом, по уровню познавательной деятельности эта работа является исследовательской, но по функциональному назначению она носит учебный характер. 
Её основная цель - способствовать более прочному, чем при восприятии готовых сведений, усвоению знаний, обеспечить активное владение научной информацией. Теоретические положения не заучиваются в виде словесных формул и стереотипных положений, а вырабатываются или извлекаются из специальной литературы, проверяются на практике и усваиваются в их соотнесенности с собственным опытом студента. Вторая существенная цель УИРС -  снабдить будущего специалиста элементарными исследовательскими умениями и навыками, способствующими его дальнейшему профессиональному совершенствованию.
От учебных исследований не следует ожидать объективно ценных (новых) научных результатов: занимаясь учебно-исследовательской работой, студент, как правило, "открывает для себя" то, что фактически уже известно науке. Лишь отдельные результаты УИРС представляют подлинный научный интерес - публикуются или используются в преподавании.
Завершается УИРС оформлением отчёта, в котором студенты излагают результаты своей учебно-исследовательской деятельности.
Как видим, хотя сама учебно-исследовательская деятельность представляет собой форму обучения, осуществлению собственно исследовательских действий обязательно предшествует этап освоения техники исследовательской работы.
Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются:
  1. самостоятельная работа с литературой;
  2. пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками.
Результаты студенческих исследований оформляются в виде сообщений и докладов, с которыми авторы выступают на заседаниях кружков и на студенческих научных конференциях. Доклады, представляющие серьезный интерес, оформляются впоследствии в виде студенческих научных работ, направляемых на смотры-конкурсы. Лучшие из них могут публиковаться в вузовских сборниках в виде статей, написанных в соавторстве с научным руководителем (в отдельных случаях преподаватель рекомендует работу студента к опубликованию, не выступая в качестве соавтора). При выполнении всех видов научных работ студентами, руководство вуза обязано предоставить возможность широкого использования материальной базы и производственных площадей кафедр, преимущественного права пользования фондами научной библиотеки и использования средств ТСО. Научная работа, начатая во время обучения в вузе, в дальнейшем может перерасти в диссертационное исследование.
На завершающем этапе обучения студента в вузе происходит слияние УИРС и НИРС. Тема исследования, проводимого студентом в кружке, может быть положена в основу его курсовой или дипломной работы на гуманитарном факультете. В свою очередь, дипломная работа, выполненная в рамках УИРС (т.е. прошедшая обсуждение на спецсеминарах), при защите её на заседаниях ГЭК (для гуманитарных специальностей) нередко оценивается как подлинно научное исследование. Таким образом, несмотря на определенные различия в форме организации, в соотнесенности с учебным планом и в ряде конкретных задач, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов служит одной общей цели -- формированию высококвалифицированного, творчески мыслящего специалиста, способного самостоятельно решать возникающие перед ним задачи.