Кафедра педагогики и психологии

 

 Заведующая кафедрой педагогики и психологии
 к.п.н., и.о. доц. Джумагулова Гульнура Алпочоевна

Принципы деятельности кафедры педагогики и психологии:

  • Принцип безусловного примата творческой энергии человека, его сознания, духа в жизнедеятельности;
  • Принцип возрождения ценностей традиционной культуры – гуманитаризации образования;
  • Принцип гармонизации человека и природы, культивирования законов их единства и соподчиненности – экологизация образования;
  • Принцип абсолютизации ценностей прежде всего человека, его достоинства, дарований, способностей - гуманизация образования;
  • Принцип информативной технологизации образования;

Кафедра педагогики и психологии с уверенностью констатирует тот факт, что именно научно-исследовательский вклад современного педагогического направления  может стать интеллектуальным фундаментом реализации Государственной Программы Комплексной основы развития Кыргызстана.

Современные специалисты компетентны в философском осмыслении внутренних законов образовательного процесса, его тенденций и перспектив на государственном уровне и осознание того, что полноценное развитие настоящего образования осуществляется поиском диалектических  отношений современности. Современные студенты педагогического направления изучают гениальные философские проблемы образования великих мыслителей разных времен: радикальный вызов современной образовательной практике Карла Поппера;  мировой кризис образования В.М.Розина; пост- советское образование в мировом контексте Т.Воронина; о кризисе культуры Ч.Айтматова; о современной философии образования У. Асановой; о способе формирования человека внутри общества Брайн Саймона; о проблемах новых образовательных институтов В.Дильтея; о прагматизме в образовании Дж.Дьюи;  М. Бубера;  К.Ясперса; А.Н.Уайтхенд, наследие которых представляет золотой фонд философии образования.

В процессе освоения дисциплин психолого-педагогического цикла студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Общие компетенции, вырабатываемые в процессе изучения курса:

  • использовать базовые положения и понятия при решении профессиональных задач;
  • приобретать новые знания с большей степенью самостоятельности и использованием современных информационных систем.

Инструментальные компетенции:

  • анализировать закономерности  и особенности учебного процесса;
  • изучить основные концепции обучения в дидактике;
  • исследовать современные образовательные технологии.

Социально-личностные компетенции:

  • изучать социальные  явления;
  • исследовать поведенческие акты личности в социуме;
  • выработать умения и навыки использовать методы в работе с человеком.

Исторический портрет кафедры педагогики и психологии:

 

Кафедра педагогики и психологии  ФПИРЯиЛ была образована  в 1979 году, которую возглавил доктор педагогических наук, профессор, член - корреспондент АПН СССР, член-корреспондент НАН КР Балтабаев Мукаш Руставлетович. Позже кафедрой руководила к.п.н., доцент Абдыкеримова Мария Абдыкеримовна.

В состав кафедры педагогики и психологии входила плеяда крупных ученых- педагогов и психологов Кыргызстана такие как профессор, к.п.н. Гребенников В.М.;доцент, к.п.н. Кубатиева Л.И.; профессор к.п.н. Андреева З.В.; к.п.н., доцент Жуленков М.Г.; д.п.н., проф. Халитова И.Р.; к.п.н., доцент Машкевич А.А; к.п.н., доцент Нужный В.А.; старшие преподаватели Тулегенов К.Т., Тыныстанова А.Г., Жумагулов Т.Ж и другие.

Основным научным исследованием  кафедры  была – Психолого - педагогическая ориентация школьников на специальность учителя русского языка и литературы. Результатом его стал выпуск в 1989г. одноименного научно-методического пособия для студентов 4-5 курсов.

С 2009 года кафедра педагогики и психологии начала свою профессиональную учебную, научную, воспитательную, профориентационную деятельность на базе факультета Славяноведения  БГУ им.К.Карасаева, руководителем которой является к.ф.н., профессор Елебесова С.А.

На кафедре работали и работают высококвалифицированные преподаватели психолого-педагогических дисциплин обеспечивающие подготовку по 4 профилям: «Социальная педагогика», «Педагогика и методика начального образования », «Педагогика и методика дошкольного образования», «Логопедия».

Сочетание педагогической деятельности и научной работы является  качественной основой профессорско – преподавательского состава и подготовки студентов. В настоящее время коллектив кафедры выполняет научно-исследовательскую  тему: «Этнопедагогический подход в воспитании межкультурной толерантности студентов вуза». Результаты внедрения научных исследований  представлены на международных научно-практических конференциях, семинарах, тренингах. В них также  принимают активное участие как молодые исследователи из Кыргызстана, так и их зарубежные коллеги из Казахстана,  Германии и России.

За последний 2018 год преподаватели кафедры опубликовали 33 статьи в различных научных журналах и сборниках научно-практических конференций, из которых 30 работ были опубликованы в научных изданиях, входящих в РИНЦ. В этом же году была выпущена 1 монография и 2 учебно – методических пособия.

Проводится подготовка аспирантов и магистрантов по педагогическому направлению: общей педагогики, истории педагогики и образования и социальная педагогика.

На базе кафедры педагогики и психологии за последние 3 года выпустились около 60 аспирантов, из них защитили кандидатские диссертации -  20 выпускников.

При кафедре функционирует центр «Педагогического мастерства и повышения квалификации работников образования», где проводится систематическое повышение квалификации по психолого – педагогическим направлениям для учителей, социальных педагогов общеобразовательных школ и реабилитационных детских центров, магистрантов и аспирантов.

В январе 2019 года в Центре был проведен международный семинар – тренинг (БГУ им. К. Карасаева и международный институт профессонального развития педагога г. Москва)  на тему: «Развитие преподавательской деятельности педагога», где принимали участие 198 слушателей из числа преподавателей вузов, колледжей, школ г. Бишкек.

Одним из важнейших аспектов профессионального совершенствования  является обмен опытом, идеями и разработками с коллегами из других вузов. Кафедра педагогики и психологии уделяет большое внимание международному сотрудничеству в рамках заключённых договоров с вузами России и Казахстана. На данный момент партнёрами кафедры являются МГЛУ им. Мориса Тореза, Башкирский государственный университет им. М.Акмуллы, Жезказганский университет им. О. А. Байконурова, Международный институт профессионального развития педагога г. Москва, Казахский национальный женский педагогический университет г. Алма- Ата.

Активно осуществляется руководство научно – исследовательской работой студентов. На кафедре функционируют два научных студенческих кружка «Социальный педагог» и «Психолог»,  обеспечивающих педагогическую культуру и эффективность образовательного процесса .

Особое внимание уделяется педагогической практике студентов. В рамках различных ее видов активно реализуются профориентационные мероприятия в СОШ № 58, 74, 25, 84, 96, 86 г. Бишкека, Таласской, Баткенской и Чуйской областях.

Отличительной чертой преподавателей кафедры является глубокая заинтересованность в своем деле, ответственность, добросовестность, коммуникабельность, разносторонняя и содержательная работа по всем ее направлениям: учебной, научной, воспитательной, профориентационной, активная жизненная позиция, открытость контактам, готовность к конструктивному сотрудничеству.

Многие преподаватели, работающие на кафедре, закончили ЛГПУ им. Герцена А.И., КГУ им. И.Арабаева, БГУ им. К. Карасаева, КГФИК.

На всех факультетах университета они проводят занятия по психолого-педагогическим дисциплинам. Кафедра разрабатывает психолого-педагогические основы построения моделей обучения и воспитания на основе системно - деятельностного подхода.