Практика

Роль и место практики в учебном процессе
Социолог – одна из самых перспективных и востребованных профессий будущего. Она связана с аналитической работой и деятельностью в области консалтинга. В рамках образовательных дисциплин студенты кафедры получают обширную теоретическую подготовку, однако её недостаточно для ведения успешной профессиональной деятельности. Важную роль здесь играет формирование профессиональной компетентности, умение применять полученные теоретические знания на практике. 
У студентов и магистрантов есть возможность использовать свои теоретические знания в решении конкретных практических задач. За период своего обучения обучающиеся проходят несколько видов практик. Они дают возможность студенту и магистранту  попробовать свои силы в той профессии, которую он выбрал. Практика дает возможность погрузиться в рабочую атмосферу организации и сферы деятельности, а непосредственное участие в проведении различных социологических исследований способствует формированию и развитию профессиональных компетенций.   
Наши студенты и магистранты 2018-2019 учебном году во время практики участвовали в проведении социологического исследования по темам «Историческая память и политичка памяти как фактор формирования общегражданской идентичности в Кыргызской Республике», «Исследование по оценке мягких компетенций студентов ведущих вузов КР», проведенные на базе кафедры социологии.   
В настоящее время студенты и магистранты могут проходить практику в таких профильных организациях как Центр социокультурного образования и исследования «Билим Бакча», Международная исследовательская и консалтинговая компания «M-Vector», Консалтинговая компания «Рубикон», Исследовательский центр «Рурал Деволопмент Фанд», Центр социальных исследований НАН КР, Бишкекском филиалом  МИМРД МПА СНГ (Международный институт моиторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств-участников СНГ). 

Образовательная программа по направлению «Социология» предполагает прохождение студентами и магистрантами различных видов практики. Как правило, практика планируется на конец учебного года, подводя итог всему циклу теоретической подготовки. Конкретные сроки практики определяются при составлении учебного графика.
В системе бакалавриата студенты проходят следуюие виды практик:
2/4 Учебная-производственная практика. 1 неделя (2 кредита). 
3/6 Производственная практика. 2 недели (4 кредита).
4/7 Предквалификационная практика. (6 кредитов)
Студенты-магистранты проходят следующие виды практик:
Научно-педагогическая практика 1/2  (10 кредитов)
Научно-исследовательская практика 2/3 (14 кредитов)

О видах практик (бакалавриат)
Учебно-производственная практика
Учебно-производственная практика направлена на получение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе в научно-исследовательской деятельности.
Цель практики: 
Ознакомление студентов с принципами работы той или иной организации, где они  проходят практику. Закрепления и углубления знаний студентов, полученных в курсах «Введение в социологию», «Общая социология», «Методы и методология социологических исследований».
Задачи практики:
1. Закрепление и расширение на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретённых студентами в предшествующий период теоретического обучения;
2. Ознакомление студентов деятельностью, функциями, структурой социологических, информационно-аналитических центров и различных социологических служб, их спецификой и основными направлениями деятельности;
3. Формирование представлений о специфике работы социолога на предприятиях и в организациях различного профиля, стиле профессионального поведения и профессиональной этике социолога;
4. Адаптация к условиям профессиональной деятельности и закрепление интереса к выбранной профессии.
Учебно-производственная практика формирует основы будущей производственной деятельности выпускников. Проходить практику студенты могут в консалтинговых агентствах, исследовательских центрах – базах практик. Как правило, в период учебно-производственной практики студенты работают в качестве помощников руководителей проекта, интервьюеров или вспомогательного персонала на фокус-группах и холл-тестах. От успехов во время прохождения практики зависит позиция студента в данной. 

Производственная практика
Производственная практика является основным видом практики студентов и направлена на закрепление профессиональных навыков студентов-социологов в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника по направлению «Социология».
Цель практики: 
Приобретение социального и профессионального опыта по профилю социологической деятельности, а также глубокое и масштабное усвоение теоретических знаний и закрепление практических навыков. Производственная практика направлена на усвоение практических навыков, полного цикла социологического исследования.
Задачи практики:
1. Использование полученных теоретических знаний на практике;
2. Выработка умений и навыков проведения социологического исследования (количественного или качественного);
3. Применение навыков самостоятельного проектирования дизайна выборки по теме исследования;
4. Применение и развитие навыков самостоятельной работы по проведению полевого этапа социологического исследования;
5. Расширение опыта по подготовке и проведению работы с респондентами;
6. Подготовка первичных социологических данных к анализу с помощью программ статистической обработки;
7. Приобретение навыков работы в коллективе, в команде.
В рамках производственной практики учитывается опыт, полученный студентами в рамках учебно-производственной практики. Прохождение производственной практики играет решающую роль и в последующем трудоустройстве. Многие наши студенты уже в период обучения начинают работать в исследовательских центрах, с которыми сотрудничает кафедра социологии.

Предквалификационная практика
Цель практики: 
Заключается в отработке методики и техники социологических исследований в реальных условиях, непосредственном освоении приемов сбора информации, участии в проведении конкретных социологических исследований. Она направлена на усвоение практических навыков полного цикла исследования.
Задачи практики:
1. Формирование у студентов навыка сбора первичной информации;
2. Выработка у студентов социально значимых и профессиональных качеств, необходимых для работы социологом-аналитиком; 
3. Закрепление студентами навыков работы, в качестве интервьюера/анкетера;.
4. Развитие умения первичной обработки полученной социологической информации, в том числе с использованием новейших методов компьютерной обработки данных;
5. Закрепление студентами навыков социальной коммуникации, с коллегами в производственном коллективе и с респондентами в ходе проведения полевого этапа исследования;
6. Развитие у студентов способности адаптироваться в нестандартных социальных и профессиональных ситуациях,  находить адекватные решения профессиональных задач в таких ситуациях.
7. Развитие у студентов навыков и умений постановки целей и задач, выдвижения гипотез в рамках социологических исследований, а также планирования и анализа собственной профессиональной деятельности.
Задачи предквалификационной практики в целом соотносятся с задачами производственной практики. Главное отличие здесь заключается в том, что студенты проводят исследования не для сторонней организации, а непосредственно для написания совей выпускной квалификационной  работы. Результаты исследования не только являются основой для второй главы квалификационной работы, но и могут быть представлены в виде доклада на научных конференциях.

О видах практик на магистратуре 
Научно-педагогическая практика - практика по получению первичных умений и навыков профессиональной деятельности в области образования и прикладных исследований. 
Цель практики:
Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплин по направлению «Социология», необходимых для профессиональной и научной деятельности.
Задачи практики:
1. Приобретение навыков анализа и систематизации специальной научной информации по заданной теме. Расширение профессионального кругозора;
2. Приобретение опыта и навыков научной и производственной работы посредством участия в социологических исследованиях, а также преподавания;
3. Проведение анализа полученной информации с использованием современных социологических разработок и новых программ обработки социологических данных;
4. Приобретение опыта по оформлению сопроводительной документации к социологическому исследованию и его презентации;
5. Формирование мотивации к саморазвитию, навыков самопрезентации;
6. Формирование базовых знаний и навыков по написанию магистерской диссертации в области социологии.
Научно-педагогическая практика в системе магистратуры направлена на закрепление специальных знаний в сфере социологии и преподавании социологических дисциплин. Студенты-магистранты проходят практику в профильных организация, образовательных учреждениях, а также на кафедре социологии.

Научно-исследовательская практика – это получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в рамках проведения исследования для подготвки магистерской диссертации.
Цель практики – формирование навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской работы, сбор, обработка и анализ материала для магистерской диссертации.
Задачи практики: 
1. Закрепление знаний и умений, полученных в ходе изучения дисциплин магистерской программы;
2. Углубление теоретических знаний в области темы исследования;
3. Поиск научной информации по диссертации;
4. Использование актуальных методов научного исследования;
5. Овладение методикой и методологией научного исследования;
6. Получение опыта самостоятельной научной и аналитической работы;
7. Закрепление навыков работы с программами статистической обработки социологических данных;
8. Развитие качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности в соответствии с установленными компетенциями.
Результаты научно-исследовательской практики могут стать не только основой для написания теоретической и практической части магистерской диссертации, но и могут быть опубликованы в сборниках научных конференций, периодических научных изданиях в соавторстве с научными руководителями.