Научно-исследовательская работа


Отчет НИР
кафедры теории и истории русской литературы литературы за 2017 год.
1. Количественный состав ППС кафедры

Ф.И.О.

Уч.степень

Звание

Должность

1

Бегеева Дж.А.

к.ф.н.

и.о.проф.

зав.кафедрой

2

Абдыраманова

А.Ш.

к.ф.н.

 

доц.

преподаватель

3

Турарбек к. Ч.

-

-

ст.преподаватель

4

Токонова А.А.

-

-

ст.преподаватель

5

Асаналиева А.Д.

-

-

ст.преподаватель

6

Рустамова А.Р.

-

-

ст.лаб.

2. Научная проблема и тема НИР.
1. Поэтика литературы и фольклора. Разделы тем: «Проблемы художественного перевода в Кыргызстане» (исполнитель: и.о.проф Бегеева Дж.А.).
2. «Поэтика кыргызской прозы 60-90-х гг», (исполнитель: доц. Абдыраманова
А.Ш.).
3. «Актуальные проблемы русской классической литературы (исполнители - ст.преп Турарбек к Ч., Токонова А).
Актуальные проблемы русской литературы 20 века» (исполнитель: ст. преп Асаналиева А. Д.
За отчетный период преподавателями кафедры выпущен «Русско- кыргызский словарь» 2 часть (на материале произведений русской классической литературы, объем 6,7 п.л.). Русско-кыргызский словарь на материале произведений русской классики рассчитан на студентов филологических факультетов, для широкого круга читателей. Словарь составлен на материале художественных текстов второй половины русской литературы 19 века (произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, J1.Толстого, А.П.Чехова). По части создания словарей в республике уже имеются терминологические справочники, изданы краткие русско-кыргызские словари для школ и т.д. Однако наличие их не может удовлетворить потребностей широкого
Круга читателей, включая учащихся школ, студентов вузов. Одной из особенностей данного словаря  является то, что составители по  мере возможностей старались придать своему труду характер не только переводного, но и в известной мере толкового словаря, включив в его состав объяснения значений ряда слов. Данный русско-кыргызский словарь поможет студенту глубже освоить произведения русской классической литературы студентами филологических факультетов, которые окончили кыргызскую школу.
Доцент Абдыраманова А.Ш. за отчетный период завершила работу над первой главой докторской диссертации: «Поэтика кыргызского исторического романа». В работе проанализирована поэтика романов Т.Касымбекова «Сломанный меч», Т.Сыдыкбекова «Голубой стяг» и Осмоналиева «Кочмондор кагылышы». Издана монография на основе диссертационного исследования: «Поэтика повестей кыргызских писателей 60-70-х гг.» объемом 10,25 пл.).
1. Подготовлена и издана научная статья в журнале «Гуманитарный вектор» - «Проблемы взаимосвязей советской литературы периодов «оттепели» и «застоя».
2. Подготовлены и изданы научные статьи в журнале «Известия Кыргызстана»:
а) «Вопросы жанрово-тематического разнообразия и поэтикипервых кыргызских романов».
б) Поэтика романа Ш.Бейшеналиева «Испытание славой».
Ст.преподаватель Асаналиева А.Д. подготовила и опубликовала научную статью в «Вестнике БГУ» на тему: «Экспрессионизм пьесы Л.Андреева «Жизнь человека».
Статья посвящена выявлению признаков экспрессионизма в пьесе Л,Андреева «Жизнь человека». Пьеса «Жизнь человека» была задумана Л.Андреевым как предельное обобщение всечеловеческих элементов, как формула жизни «человека» вообще, выполненная приемами стилизации и схематизации. Особенности поэтики драмы «Жизнь человека» позволяют признать автора зачинателем экспрессионизма как особого литературного направления. В пьесу были введены изгнанные из реалистической драмы нового поколения пролог и эпилог. Традиционное деление драмы на акты и действия были заменены «картинами» с особыми заглавиями, которые раскрывали суть изображаемого.
Преподаватели кафедры и.о.проф Бегеевой Дж.А, ст.преп Турарбек к Ч., Токоновой А., Асаналиевой А. подготовили учебное пособие «Актуальные проблемы русской литературы». В данном пособии представлены статьи которые помогут студентам филологических факультетов глубже усвоить произведения писателей русской литературы 19-20 вв.
В статьях изложены художественный анализ и разбор отдельных произведений русских писателей 19-20 вв. И.о.проф Бегеева Дж.А. включила в учебное пособие научную статью: «Проблематика романа В.Набокова «Защита Лужина».
В данной статье автор отмечает, что проблематика романа определяется драматической историей сосуществования двух реальностей: действительность в ее социальных и бытовых обстоятельствах, и мира шахматной игры, - с другой. Романное действие протекает как бы в двух измерениях. Такое протекание романного действия характерная черта художественного сознания 20 столетия: перенесением внимания с объективной стороны действительности, что было свойственно реализму 19 века, но ее субъективное восприятие героем. Субъективизация повествования становится художественным принципом автора «Защиты Лужина». Драматизм повествования обусловлен особым типом личности, поставленной Набоковым в центр романа.
В статье определены почти все идеологические, эмоциональные оттенки хронотопов и определен истинный хронотоп жизни героя - идеальный мир шахмат. «Защита Лужина» сложный роман-метафора, насыщенный множеством смысловых оттенков проблематика романа - это герой, бегущий от жизни, стремящийся спрятаться за шахматной доской.
Ст.преподаватель Турарбек к Ч. включила в учебное пособие статью: «Философское содержание рассказа А.Чехова «Студент». В статье отмечается, что многие литературоведы считают рассказ «Студент» отражением нового этапа в творчестве Чехова. В своих предыдущих произведениях писатель утверждал положительный идеал, беспощадно высмеивая - разоблачая в современной ему русской действительности пороки общества. В рассказе «Студент» автор выражает свой положительный идеал серьезно, без привычной насмешки - герою рассказа Ивана Великопольскому жизнь в конце концов кажется «полной высокого смысла». Если в ранних произведениях Чехова русская жизнь конца 19 века представлялась в виде отдельных сценок-эпизодов, не связанных причинно- следственными отношениями с прошлым и будущим, то в «Студенте» писатель определил общие принципы человеческого существования. Правда и красота вот в чем смысл жизни, с точки зрения Чехова. Эти ценности справедливы для любой эпохи. В некоторые моменты истории отдельные люди и даже государства могут отступать от них, но человечество все равно движется по пути прогресса благодаря правде и красоте. Таким образом, «Студент» - философский рассказ о том, «чем люди живы» (Л.Тол стой).
Ст. преподаватель Токонова А.А. включила статью «Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Статья посвящена анализу образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание». Петербург у Достоевского в этом романе выступает в двух ролях - как бытовой фон и как символ. Петербург в романе не просто место действия, но символ неустроенного, несправедливого общества, безжалостного к простым людям. Писатель придает первостепенные значения изображению углов и задворок блистательной столицы России, и вместе с городским пейзажем в романе возникают картины нищеты, пьянства, разных бедствий низших слоев общества. По мнению литературоведов, Достоевский произвел переворот в восприятии и художественном изображении Петербурга. Писатель вспоминает о пышных дворцах и садах только для того, чтобы сильнее подчеркнуть бедность и страдания, зависть и ропот нищего Петербурга. В этом заключается психологическая нагрузка прогулок Раскольникова, который совершенно не воспринимает городских красот. Душу туманного города призрака писатель видит именно в бедных кварталах. Современники Достоевского утверждали, что
Федор Михайлович в своем «Преступление и наказании» удивительно схватил физиономию этих улиц и их жителей.
Ст. преподаватель Асаналиева А.Д. включила в сборник научную статью: «Образы - символы в романе Ф.Сологуба «Мелкий бес».
Статья посвящена философскому содержанию символистского романа Ф.Сологуба. «Мелкий бес» был создан под влиянием символистского окружения, а следовательно и символов в нем предостаточно. При этом каждый символ может иметь бесконечное множество значений. Один из наиболее главных символов в романе является символ пыли, который сосредоточен во многих образах «Мелкого беса». В общем контексте романа образ пыли приобретает особую значимость. Это образ будничности, безысходности, безумия: герои произведения не могут выбраться за пределы «пыли», они задыхаются в ней, она становится образом их жизни. Особое внимание уделено «вечным» вопросам бытия: жизни и смерти, света и тьмы. В этом мире духовное оказывается прочно заменено телесным, материальным, какие бы формы эта замена не принимала: откровенно уродливые формы «передоновщины», или соблазнительно привлекательные формы «рутиловщины», суть остается одна, духовное вытесняется демоническим, на место Бога приходит Дьявол. В статье отмечается актуальность романа и его значение в развитии русской литературы 19-20 вв.
В целом научно-исследовательская работа членов кафедры за этот год была плодотворной. Изданы пять научных статей (объемом 0,5 п.л.), выпущен русско- кыргызский словарь (на материале произведений русской классической литературы объемом 6,7 п.л.), подготовлен к печати учебное пособие «Актуальные проблемы русской литературы».
Подстраницы (1): План НИР
Comments