Новости библиотеки


Выставка, посвященная 90-летию со дня рождения Чингиза Айтматова "Айматовдун ааламы"

Отправлено 8 окт. 2018 г., 1:42 пользователем Evgeny Dronov   [ обновлено 8 окт. 2018 г., 1:43 ]

В читальном зале Научной библиотеки открыта выставка, посвященная 90-летию со дня рождения Чингиза Айтматова "Айматовдун ааламы".

Чингиз Торекулович Айтматов (12 декабря 1928, село Шекер, Киргизия — 10 июня 2008, Нюрнберг, Германия) — выдающийся киргизский и русский писатель, народный писатель Киргизской ССР (1974), Герой Социалистического Труда (1978). Член КПСС с 1959 года. Родился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хазиевна, татарка по национальности, была актрисой в местном театре. Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля», принёсшая Айтматову мировую известность; талант Айтматова признавали даже его критики. В 1990—1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.  2006 г. участвовал в выпуске книги Автограф века.


Депутат Верховного Совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссыккульский форум».
Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

С днем Великой Победы!

Отправлено 8 мая 2018 г., 0:04 пользователем Evgeny Dronov   [ обновлено 8 мая 2018 г., 0:04 ]


Праздник День Победы установлен Трудовым кодексом Кыргызской Республики и отмечается ежегодно 9 мая.
 Обычно главные праздничные мероприятия страны проходят в Бишкеке у Вечного огня на площади Победы, где выставляется почетный караул, войска Бишкекского гарнизона и отдельный военный показательный оркестр. 

Утром 9 мая в Бишкеке в 10 часов начинается возложение венков и корзин с цветами к Вечному огню, затем объявляется минута молчания, на исходе которой рота почетного караула производит салют трехкратным залпом. На митинге выступают Президент Кыргызской Республики и ветераны Великой Отечественной войны. После прохождения торжественным маршем войск Бишкекского гарнизона ветераны и гости приглашаются к столам солдатской кухни «На привале». Торжества по случаю Дня Победы завершаются праздничным концертом и салютом. 

9 мая 1945 года — день Победы советского народа над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне, начавшейся 22 июня 1941 года. День Великой Победы советского народа — символ непоколебимого духа и героизма.

День Победы — это и день памяти. Всего за годы этой страшной войны 20 века погибло более 28 миллионов советских граждан, из них более 130 тысяч кыргызстанцев. 
22 июня 1941 года стало для всего Советского Союза и Кыргызстана (в то время Киргизской ССР) началом величайших испытаний. В 1941-1945 годах Кыргызстан стал одним из самых важных бастионов единого военно-хозяйственного организма СССР. Сюда было эвакуировано более 30 заводов и фабрик. Все они в кратчайшие сроки вступили в строй. В годы войны Кыргызстан принял в целом более 300 тысяч переселенцев разных национальностей (турков, курдов, чеченцев, калмыков и т.д.), кроме того, свыше 30 тысяч человек были отправлены для работы на предприятиях военной промышленности за пределы республики.

На территории Кыргызстана были сформированы 316-я и 385-я стрелковые дивизии, 40-я и 153 отдельные стрелковые бригады, 107-я и 108-я национальные кавалерийские дивизии, на базе Фрунзенской школы пилотов — 660-й, 664-й, 666-й авиационные полки ночных бомбардировщиков, которые достойно проявили себя в боевых действиях. Вечной славой покрыла себя в битвах под Москвой 316-я дивизия, которая была сформирована из числа призывников Кыргызстана и Казахстана. Среди 28 героев-панфиловцев, насмерть стоявших на рубежах под Москвой, были и жители Киргизии: Дуйшенкул Шопоков, Николай Ананьев, Иван Москаленко, Григорий Конкин, Григорий Петренко, Григорий Шемякин.

Киргизская ССР, как и другие союзные республики, во время Великой Отечественной войны принимала активное участие в борьбе против фашизма. Славные сыновья и дочери Кыргызстана внесли весомый вклад в победу над фашизмом. Более 360 тысяч кыргызстанцев ушли на фронт, проявив массовый героизм и воинскую доблесть, 22 из них стали полными кавалерами орденов Славы, 73 было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, среди них были Дуйшенкул Шопоков, Чолпонбай Тулебердиев, Дайыр Асанов, Асанбек Оторбаев, генерал И.В. Панфилов и другие. Свыше 150 тысяч воинов – кыргызстанцев были отмечены орденами и медалями, за доблестный труд в тылу были удостоены высоких наград свыше 2 тысяч кыргызстанцев. День Победы отмечается с 1946 года, однако, нерабочим, выходным этот день стал только на 20-летний юбилей разгрома Германии в 1965 году, когда был издан первый указ, подписанный Леонидом Брежневым, сводивший воедино всю систему советских праздников и памятных дней.

1 мая - День труда (Праздник Весны и Труда)

Отправлено 27 апр. 2018 г., 1:05 пользователем Evgeny Dronov   [ обновлено 27 апр. 2018 г., 1:06 ]


1 мая во многих странах мира отмечается международный праздник — День труда (Праздник Весны и Труда), который изначально носил название День международной солидарности трудящихся. 

1 мая 1886 года американские рабочие организовали забастовку, выдвинув требование 8-часового рабочего дня. Забастовка и сопутствующая демонстрация закончились кровопролитным столкновением с полицией. 

В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала в память о выступлении рабочих Чикаго принял решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций. Впервые день международной солидарности трудящихся был отмечен в 1890 году в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции, Швеции и некоторых других странах. 

Долгое время Первомай был символом революции, непримиримой классовой борьбы, имел «политическую окраску» и отмечался демонстрациями, украшенными портретами политических деятелей, передовиков производства, лозунгами, призывами, плакатами и диаграммами о достижениях в той или иной отрасли народного хозяйства, науки, культуры. Но постепенно этот контекст терялся.
 Сегодня этот праздник отмечается в 142 странах и территориях мира 1 мая или в первый понедельник мая. Для ряда стран традиция собирать людей под знамена профсоюзов еще сохранилась, но в большинстве государств это все же не политический праздник, а именно День труда, яркий весенний праздник, когда организуются народные гуляния, выступления артистов, ярмарки, мирные шествия и множество увеселительных мероприятий. А для кого-то это просто еще один выходной, в течение которого можно просто отдохнуть или провести время с семьей. Кстати, в некоторых странах День труда отмечается в иное время - к ним относятся, например, США и Япония. Более чем в 80 государствах (включая Индию) День труда не отмечается.

105 лет со дня рождения Шукурбекова Р. (1913-1962), писателя, драматурга, юмориста

Отправлено 25 апр. 2018 г., 22:20 пользователем Evgeny Dronov   [ обновлено 25 апр. 2018 г., 22:20 ]


Таланттуу сатирик, акын, драматург жана чебер котормочу Райкан Шүкүрбеков 1913-жылы Талас өрөөнүндөгү Ак-Чий деген жерде туулган.

Октябрь революциясы, Совет бийлиги окууга, жашоого кеңири шарт түзгөн мезгилде өспүрүм курагына келип калган Райкан ошол кездеги башка кыргыз жаштары сыяктуу эле окууга, билим алууга умтулган. 

Бирок ага атак-даңк оңой-олтоң эле келе койгон жок. Райкан ата-энесине көрүнбөй качып чыгып, Олуя-Атага чейин жөө келип интернатка кирип, 1929-жылы Фрунзедеги педтехникумга өтөт. Ошол жылдары бул жерде кыргыздын шыктуу жаштары окушчу. Мына ушул педтехникумда ал башка бир катар кыргыз жазуучулары сыяктуу эле өзүнүн алгачкы калемин шилтеген. 

Райкан Шүкүрбековдун биринчи "Күрөш" деген үч көшөгөлүү пьесасы 1935-жылы кыргыз театр студиясында артист болуп жүргөндө жазылып, сахнага чыгарылган. Анда жаш драматург басмачылар менен болгон күрөштү көрсөткөн. 1935-1936-жылдары Райкан "Бейит арасында", "Жапалак Жатпасов" деген пьесаларды жазып драматург катары тааныла баштаган. 

1936-жылы Райкандын 1916-жылкы көтөрүлүш жөнүндө жазган "Тоо элинин баатыры" деген повести Самарканд шаарында басылып чыккан. Мына ушундан баштап 1944-жылга чейин анын чыгармачылыгында орчундуу жаңылыктар болгон эмес. Бири-серин ырлар, макалалар жазган менен, көзгө урунган чыгарма бере алган эмес. Бирок ал жылдары артист катары Гоголдун "Текшерүүчү", Фурмановдун "Козголоң", Киршондун "Нан", Жусуп Турусбековдун "Ажал ордуна", Жоомарт Бөкөнбаевдин "Алтын кыз" аттуу пьесаларында белгилүү ролдорду аткарып жүргөн. 

1944-жылы "Кек" деген пьеса жазып, бир жылдан кийин Грибоедовдун атактуу "Акылдын азабын" которуп, кыргыз окуучуларына тартуу кылган. Бул котормо Райкандын чыгармачылыгындагы сатиралык жанрдын өнүгүшүнө чоң таасир эткен. 

1948-жылы "Менин айылым", "Жашыл токой" деген пьесаларын жазган.

Райкан Шүкүрбеков 1958-жылы Москвада болуп өткөн кыргыз адабияты менен искусствосунун экинчи декадасына куйкум сөздүү сатирик акын жана такшалган драматург катары катышты. Бул учурда анын "Тянь-Шань жаңырыгы" аттуу ырлар жыйнагы Москвадагы "Молодая гвардия" басмасынан орус тилинде басылып чыкты. 

Райкан жалаң гана юморист эмес, философиялык ырлардын да, жүрөктү толкуткан назик лирикалардын да автору. Акын көпчүлүк ырларында жаңы оригиналдуу ой айтып, лирикалык каармандын ички сезимин ача билет…

Туткасын кара жердин колуна алган,
Тээтиги ай караган кайсы балбан?
Күнү-түнү кирпик какпай аалам кесип,
Бийиктен бүткүл элге көзүн салган.

Биринен бири сулуу тиги кимдер?
Агасынан иниси артылган эр.
Тарыхтын дөңгөлөгүн ылдамдатып,
Дүңкүлдөп өтүп жаткан биздин күндөр.

Нооруз - аруулуктун, тазалыктын, жаңылануунун майрамы. Бекеринен «Ноу» - жаңы, «руз»- күн - деп айтылбаса керек.

Отправлено 19 мар. 2018 г., 9:57 пользователем Evgeny Dronov   [ обновлено 19 мар. 2018 г., 9:58 ]


Нооруздун тарыхы зороастризм динин негиздөөчү Зардушт пайгамбар менен байланыштуу. Биздин заманга чейинки 2 миңинчи жылдары Борбордук Азиядан Волга дарыясына чейинки аймакта индоарийлер мекендеген. Алар - азыркы Ирандагы зороастрийлердин жана Индиядагы индоарий брахмандардын түпкү теги. Биздин заманга чейинки 549-325-жылдары перстердин Ахеменид падышаларынын урук-тукуму бийлик жүргүзгөн кезде зороастризм дини кенен жайылып, зороастрий календары түзүлгөн. Бул динге ишенгендер сууга, отко, асманга, жерге табынышып, арбактарга сыйынышкан. Күн менен Түндүн теңелген мезгили катары 21нен 22-мартка караган түндү эсептеп, «жаңы күн, жаңы жыл келди» деп, жакшылыка үмүт кылып шаңдуу майрамдык каада-салттарды өткөрүшкөн. 

Ал эми кыргыздарда Нооруз байыртадан баркталып келаткан майрам катары белгиленип келет. Бул күнү адамдар жакшылыкка үмүт кылып, эски таарынычтарын унутуп, бири-бирин сыйлап, көзү өтүп кеткен жакындарына, жалпы арбактарга куран окуп бата кылышат. Үй ичин тазалашып, арча менен аласташып, «оору-сыркоо, кырсыктар болбосун» деп, жакшылыкка тилек кылышат. Ар бир үйдө колунан келген даамын, тамак-ашын жасап, дасторкон жайышат. Ноорузда атайын кастарлап жасалуучу даамдын бири - сүмөлөк. 

«Сүмөлөк бүгүн кайнаттык, 
Бешене терим сүртөмүн, 
Ыйманды бүгүн күтөмүн. 
Бактыбыз бүгүн ачылсын, 
Ырыс-кешик чачылсын», - деп бекеринен айтылбаса керек.

История происхождения праздника 8 марта

Отправлено 5 мар. 2018 г., 23:19 пользователем Evgeny Dronov   [ обновлено 5 мар. 2018 г., 23:20 ]

Исторические корни веселого и наполненного цветами и подарками праздника имеют феминистический и политический аромат. Впервые день 8 марта фигурирует в событиях далекого 1901 года. В тот день американские домохозяйки заполнили улицы Чикаго с перевернутыми вверх дном кастрюлями и тазами. Таким оригинальным способом они хотели привлечь к себе внимание общества и властей. Участницы шествия требовали уравнения политических прав, уважения к себе, возможности работать на производстве и служить в армии рядом с мужчинами. Через семь лет феминистки повторили свои требования, но уже в государственном масштабе. После чего в США был провозглашен Национальный женский день.

Родительницей Международного женского дня считается Клара Цеткин — немецкая коммунистка, женщина-реформатор, внесшая огромный вклад в отстаивание женских прав. Именно она, будучи лидером женской группы социал-демократической партии Германии, в непростом для коммунистов 1910 году на Международной женской конференции вынесла предложение учредить День солидарности трудящихся женщин всего мира.

Клара Цеткин считала, что ежегодный праздник, отмечаемый в один день, сплотит женщин различных стран в борьбе за равные права. Главным предназначением нового праздника была борьба за свободу и равноправие работниц женского пола. Эта инициатива получила отклик в виде прокатившейся по Европе волны митингов. Первые женские праздники в различных странах отмечались в разные даты марта. И только в 1914 году свой праздник труженицы мира отметили 8 марта.

В 1957 году 8 Марта за свои права вышли бороться работницы швейных предприятий Нью-Йорка. Они активно требовали улучшений условий труда, сокращения нечеловеческого 16-часового рабочего дня и повышения мизерной по сравнению с мужчинами заработной платы. В результате этого мероприятия появился женский профсоюз, который в дальнейшем продолжил свою деятельность.

ООН приняла празднование Международного Женского дня в 1975 году, этот год также был объявлен международным годом женщин, а последующие десять лет, с 1976 по 1985 год, провозгласили Международным десятилетием женщин. В 1977 году была выпущена резолюция, согласно которой День борьбы за права женщин был приурочен к 8 марта. Сейчас весенний женский праздник отмечают более чем в 30 странах мира. В некоторых государствах он до сих пор остается рабочим днем.

135-летие со дня рождения Калыка Акиева

Отправлено 15 февр. 2018 г., 19:28 пользователем Evgeny Dronov   [ обновлено 15 февр. 2018 г., 19:29 ]


135 летие со дня рождения Калыка Акиева (1883—1953) 
— акын-импровизатор, комузист, народный артист Киргизской ССР (1939), член Союза писателей СССР (1938). Родился в аиле Кулжыгач Жумгальского уезда Тянь-Шаньской волости (ныне Нарынская область). Отец его Акы занимался охотой и ремесленничеством. Калык рано увлекся пением и в 18 лет был уже известен в округе как акын.

В своем творчестве он часто обращался к теме нищеты и социальной несправедливости. Она нашла отражение в таких его песнях, как «Жизнь, прожитая в трущобах» («Жер кепеде откон кун»), «В доме Чыйбыла» («Чыйбылдын уйундо»). Известно, что автор находился под сильным влиянием Токтогула Сатылганова, своего наставника.
Токтогул и Калык нередко совершали «гастрольные» верховые поездки по аилам и выступали в «айтышах». Об этом известно от самого Калыка и из стихотворных текстов в форме диалога, записанных фольклористами. Это «Приветствие» («Саламдашуу»), «Песня, исполненная у Карымшакова» («Карымшактыкындагы ыр»), «На стороне андижанцев» («Анжиян тарабында»), «Прощание» («Коштошуу»), «Садовник Кебекчи» («Бакчы дыйкан Кебекчи»).

Большим событием в жизни Калыка Акиева стало участие в 1919 г. в городе Верном (Алматы) в первом съезде Туркестанской республики в качестве делегата. На торжественном концерте он выступил с песней «Приветствие съезду» («Съездге куттуктоо»).

В 1923 г. в Алматы проходил праздник батрацкого союза «Кошчу», на котором Калык был акыном-глашатаем (жарчы). Выполняя роль ведущего, он, согласно традиции народного праздничного церемониала, пел приветственные песни «саламдашуу ыры» и «куттуктоо ыры». 

Калык Акиев изучил алфавит (сначала арабский, затем латинский) и, как он сам говорил, в возрасте 45 лет впервые взял в руки перо. Он самостоятельно записал все свои стихи — в 1930-е годы три его поэтических сборника вышли в свет.

В 1936 г. вместе с другими народными музыкантами и певцами Калык перешел из Кыргызского государственного музыкально-драматического театра во вновь организованную Кыргосфилармонию и играл в оркестре народных кыргызских инструментов под управлением П. Шубина.

В связи с поездками в Москву — в 1936 г. на Всесоюзную олимпиаду народного музыкального творчества и в 1939 г. на первую Декаду кыргызского искусства — Акиев создает две акынские песни: «Песню о Москве» («Москва женунде ыр») и «Поразителен город Москва» («Москва шаарына тац калдым»).

В 1940 г. Калык Акиев принимает активное участие в записи наследия Токтогула (ее проводил В. Виноградов по специальному правительственному решению к 80-летию со дня рождения великого акына). Всего записано в исполнении Акиева восемь сочинений Токтогула: четыре речитативных песни с инструментальным сопровождением и столько же кюу для комуза .

В. Виноградов, высоко ценивший исполнительское мастерство Калыка Акиева, характеризовал его так: «Импровизировал он легко, без заминок и, видимо, очень складно. ...Речитатив Калыка был какой-то размашистый, динамичный, вращался в пределах более широкого диапазона, чем у Алымкула» . Музыковед подчеркивал блестящий характер исполнительского стиля акына, унаследованный им от Токтогула.

В предвоенное время болезнь горла заставила Калыка Акиева прервать артистическую деятельность. Он уехал в Жумгальский район, где начал писать автобиографический очерк, изданный после смерти акына, в 1964 г.

Великой Отечественной войне посвящены песни К. Акиева «Герою Панфилову» («Панфилов баатырга») и «Великая победа» («Улуу жециш»). Сохранился только их стихотворный текст.

Одним из основных жанров в творчестве Калыка Акиева был малый эпос. Он знал на память и пел многие народные дастаны и поэмы, аккомпанируя себе на комузе. В его варианте записаны и опубликованы поэмы «Жаныш-Байыш» и «Курманбек», а также сделаны записи поэм «Карагул ботом», «Карач дев», «Ак Меер», «©мур жана Болот».
До нас дошла только одна лирическая песня Калыка — «Акишим» (женское имя), записанная в исполнении акына Эстебеса Турсуналиева.

Калык Акиев был одним из самых активных представителей акынской профессии, достойным учеником Токтогула и пропагандистом его творчества, грамотным поэтом и музыкантом.

135 лет со дня рождения А.Н.Толстого (1883 -1945), русского писателя

Отправлено 5 февр. 2018 г., 0:19 пользователем Evgeny Dronov   [ обновлено 5 февр. 2018 г., 0:19 ]

Известный российский, а после советский писатель, драматург, публицист, общественный деятель, граф, академик. В СССР считался одним из главных «официальных» писателей. После себя оставил обширное творческое наследие в самых разных жанрах.

Родился в городе Николаевске (ныне — Пугачев) Самарской губернии. Мать А.Н. Толстого, будучи беременной, ушла от мужа к любовнику - Алексею Аполлоновичу Бострому помещику и служащему земской управы. В его имении Сосновка прошло детство писателя. А.Н. Толстой отчима своим отцом и до 13-ти лет носил его фамилию, а окончательное признание за Тостым права на титул произошло только в 1901 году. Первоначальное образование получил по обыкновению того времени дома, а в 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, едет в Петербург, где поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, изданные в 1907 году в виде сборника. В этом же году писатель уходит из института без защиты диплома, решив посвятить себя литературному труду.

Новые поступления книг в читальном зале

Отправлено 5 февр. 2018 г., 0:15 пользователем Evgeny Dronov   [ обновлено 5 февр. 2018 г., 0:16 ]

Поступили книги по истории, психологии, правоведению и по языкознанию 
из них по истории:
  • Мамбетов К. Кандуу көтөрүлүш.
  • Национально-освободительное восстание 1916 года в Кыргызстане и Центральной Азии.
  • Кыргызы.
  • Восстание 1916 года в 
  • Ош когалаңы и т.д.
 По психологии: 
  • Дейл Карнеги. Как распологать людей к себе.
  • Эрик Берн. Люди, которые играют в игры.
  • С. Кови. 7 навыков высокоэффективных людей и т.д.
  • Ли Куан Ю . Из третьего мира в первый

5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды

Отправлено 2 июн. 2017 г., 3:59 пользователем Evgeny Dronov   [ обновлено 2 июн. 2017 г., 3:59 ]

5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Он был учрежден Генеральной ассамблеей ООН в 1972 году и с тех пор отмечается всем мировым сообществом ежегодно. Поводом к проведению этой всемирной акции послужило обращение, поступившее 11 мая 1971 года генеральному секретарю ООН. Обращение подписали 2200 деятелей науки и культуры из 23 стран мира. Они предупреждали человечество о беспрецедентной опасности, угрожающей ему в связи с загрязнением окружающей среды. "Либо мы покончим с загрязнением, либо оно покончит с нами", – так был поставлен вопрос в этом обращении.

1-10 of 75