135-летие со дня рождения Калыка Акиева

Отправлено 15 февр. 2018 г., 19:28 пользователем Evgeny Dronov   [ обновлено 15 февр. 2018 г., 19:29 ]

135 летие со дня рождения Калыка Акиева (1883—1953) 
— акын-импровизатор, комузист, народный артист Киргизской ССР (1939), член Союза писателей СССР (1938). Родился в аиле Кулжыгач Жумгальского уезда Тянь-Шаньской волости (ныне Нарынская область). Отец его Акы занимался охотой и ремесленничеством. Калык рано увлекся пением и в 18 лет был уже известен в округе как акын.

В своем творчестве он часто обращался к теме нищеты и социальной несправедливости. Она нашла отражение в таких его песнях, как «Жизнь, прожитая в трущобах» («Жер кепеде откон кун»), «В доме Чыйбыла» («Чыйбылдын уйундо»). Известно, что автор находился под сильным влиянием Токтогула Сатылганова, своего наставника.
Токтогул и Калык нередко совершали «гастрольные» верховые поездки по аилам и выступали в «айтышах». Об этом известно от самого Калыка и из стихотворных текстов в форме диалога, записанных фольклористами. Это «Приветствие» («Саламдашуу»), «Песня, исполненная у Карымшакова» («Карымшактыкындагы ыр»), «На стороне андижанцев» («Анжиян тарабында»), «Прощание» («Коштошуу»), «Садовник Кебекчи» («Бакчы дыйкан Кебекчи»).

Большим событием в жизни Калыка Акиева стало участие в 1919 г. в городе Верном (Алматы) в первом съезде Туркестанской республики в качестве делегата. На торжественном концерте он выступил с песней «Приветствие съезду» («Съездге куттуктоо»).

В 1923 г. в Алматы проходил праздник батрацкого союза «Кошчу», на котором Калык был акыном-глашатаем (жарчы). Выполняя роль ведущего, он, согласно традиции народного праздничного церемониала, пел приветственные песни «саламдашуу ыры» и «куттуктоо ыры». 

Калык Акиев изучил алфавит (сначала арабский, затем латинский) и, как он сам говорил, в возрасте 45 лет впервые взял в руки перо. Он самостоятельно записал все свои стихи — в 1930-е годы три его поэтических сборника вышли в свет.

В 1936 г. вместе с другими народными музыкантами и певцами Калык перешел из Кыргызского государственного музыкально-драматического театра во вновь организованную Кыргосфилармонию и играл в оркестре народных кыргызских инструментов под управлением П. Шубина.

В связи с поездками в Москву — в 1936 г. на Всесоюзную олимпиаду народного музыкального творчества и в 1939 г. на первую Декаду кыргызского искусства — Акиев создает две акынские песни: «Песню о Москве» («Москва женунде ыр») и «Поразителен город Москва» («Москва шаарына тац калдым»).

В 1940 г. Калык Акиев принимает активное участие в записи наследия Токтогула (ее проводил В. Виноградов по специальному правительственному решению к 80-летию со дня рождения великого акына). Всего записано в исполнении Акиева восемь сочинений Токтогула: четыре речитативных песни с инструментальным сопровождением и столько же кюу для комуза .

В. Виноградов, высоко ценивший исполнительское мастерство Калыка Акиева, характеризовал его так: «Импровизировал он легко, без заминок и, видимо, очень складно. ...Речитатив Калыка был какой-то размашистый, динамичный, вращался в пределах более широкого диапазона, чем у Алымкула» . Музыковед подчеркивал блестящий характер исполнительского стиля акына, унаследованный им от Токтогула.

В предвоенное время болезнь горла заставила Калыка Акиева прервать артистическую деятельность. Он уехал в Жумгальский район, где начал писать автобиографический очерк, изданный после смерти акына, в 1964 г.

Великой Отечественной войне посвящены песни К. Акиева «Герою Панфилову» («Панфилов баатырга») и «Великая победа» («Улуу жециш»). Сохранился только их стихотворный текст.

Одним из основных жанров в творчестве Калыка Акиева был малый эпос. Он знал на память и пел многие народные дастаны и поэмы, аккомпанируя себе на комузе. В его варианте записаны и опубликованы поэмы «Жаныш-Байыш» и «Курманбек», а также сделаны записи поэм «Карагул ботом», «Карач дев», «Ак Меер», «©мур жана Болот».
До нас дошла только одна лирическая песня Калыка — «Акишим» (женское имя), записанная в исполнении акына Эстебеса Турсуналиева.

Калык Акиев был одним из самых активных представителей акынской профессии, достойным учеником Токтогула и пропагандистом его творчества, грамотным поэтом и музыкантом.