Положение о порядке проведения практики магистрантов

Положение
о порядке проведения практики магистрантов, обучающихся по магистерским направлениям в  Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева.
(Утверждён на УМС БГУ им.К.Карасаева  протокол №7 от 20.04.2013г.
       Принято Учёным советом БГУ им.К.Карасаева  протокол №8 от 30.04.2013г. 
              Утверждено приказом №34  от 2.05.2013г)

Данное Положение разработано на основе Закона КР «Об образовании», «Положения о структуре и условиях реализации профессиональных образовательных программ профессионального образования в Кыргызской Республике», государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования подготовки магистров по направлениям  и Уставом университета.

I. Общие положения

1. Практика магистрантов является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры, представляет собой  вид учебных занятий, непосредственно ориентированных  на профессионально-практическую и научную  подготовку обучающихся.
Практика имеет статус, приравниваемый к учебной дисциплине, и является составляющей образовательной траектории магистранта.
Она  включается в индивидуальный план обучения, при этом магистрант обязан освоить минимум теоретических базовых курсов, необходимых для выполнения программы практики. 
2. Сроки, конкретные виды и содержание практик определяются учебными планами и программами, разработанными в соответствии с требованиями к организации практики , содержащимися в государственных образовательных стандартах по направлению магистерской подготовки высшего профессионального образования, и соответствующими приказами ректора. 
3. Выпускающие кафедры разрабатывают и утверждают комплексную программу проведения практик магистрантов по конкретному направлению подготовки. Программа отражает цели, задачи, содержание, объем работы, место проведения практики,  формы отчетности. Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета о практике и его защитой  в  срок до  1 месяца.  Программа практики разрабатывается на кафедре, ответственной за организацию и проведение данной формы практики. 
4. Выпускающей кафедрой разрабатываются методические рекомендации по проведению практик магистрантов в соответствии  с требованиями к  их организации, содержащимися в ГОС ВПО по направлениям магистерской подготовки, а также на основе данного «Положения о порядке проведения практики магистрантов в  БГУ»  и с учетом комплексной программы проведения практик магистрантов по конкретному направлению подготовки. 
5.Результаты прохождения практики обсуждаются на расширенном заседании кафедры. Защита отчета о практике предполагает выявление глубины и самостоятельности выводов и предложений магистранта. 
6.Результаты практики заносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку  магистранта, и  составляется отчёт в отдел магистратуры.

II. Цель и задачи практики

2.1. Цель практики  – формирование профессиональных компетенций через применение полученных теоретических знаний, обеспечение непрерывности и последовательности овладения магистрантами профессиональной деятельностью, формами и методами работы, приобретение профессиональных навыков, необходимых для работы, воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать исследовательские задачи.
2.2. Задачи практики:
приобретение профессиональных навыков, формирование практико-ориентированных компетенций магистра  в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными образовательными стандартами.
 практическое освоение различных форм и методов профессиональной деятельности;
 выработка навыков самостоятельного анализа научной информации, использования современных научных методов для решения исследовательских задач;
 формирование профессионального интереса, чувства ответственности и уважения к выбранной профессии.
2.3. Цели и задачи конкретного вида практики определяются программой в соответствии с требованиями образовательных стандартов высшего профессионального образования соответствующих направлений подготовки.

III. Виды практики

3.1. Основными видами практики магистрантов являются: научно-исследовательская  и научно-педагогическая (производственная).
3.1.1. Научно-исследовательская практика(НИП).
 Основными целями научно - исследовательской практики являются формирование у магистрантов навыков научно-исследовательской деятельности, приобретение опыта и навыков для самостоятельной теоретической подготовки и индивидуализация процесса обучения.

Основные задачи практики:

изучение фундаментальной и периодической литературы, нормативных и методических материалов по вопросам, разрабатываемым магистрантом в выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации);
 подтверждение актуальности и практической значимости избранной магистрантом темы исследования;
сбор, систематизация,критическая оценка и обобщение практического материала для использования в магистерской диссертации;
подготовка тезисов доклада на научно-исследовательский семинар или статьи для опубликования.
Содержание практики определяется индивидуальной программой, которая разрабатывается магистрантом совместно с руководителем и утверждается руководителем магистерской программы. Программа должна быть тесно увязана с темой диссертационного исследования. Программа представляется руководителю практики от организации, магистрант должен согласовать с ним график прохождения практики, права и обязанности практиканта, получить консультации по технике безопасности и соблюдению коммерческой тайны.

Научно - исследовательская практика может проходить: 

1. В магистерской группе, которая может объединять магистрантов с разных курсов. Это обусловлено тем, что такая группа объединяется вокруг какой-то научно-исследовательской проблемы, которая включена в научную тематику кафедры. Руководителем группы может быть любой преподаватель, сотрудник или аспирант (если тема исследовательской группы близка его научным интересам). Одним из условий эффективности данного вида исследовательской практики является:
учет индивидуальных, познавательных и исследовательских возможностей каждого магистранта; 
актуальность избранной проблемы для работы группы; 
строгий контроль за посещаемостью и учетом, включение в деятельность группы каждого магистранта; 
важно в конце НИП в зависимости от поставленных задач получать конкретные результаты, которые должны быть оформлены в виде тезисов, совместного проекта, гранта, опубликованных статей или доклада на научно-исследовательском семинаре по итогам научно-исследовательской практики. 
2. При включении магистрантов в научно-исследовательские коллективы преподавателей и сотрудников института, руководителем исследовательской практики магистрантов в этом случае может быть любой член исследовательского коллектива, который ставит перед магистрантом конкретные исследовательские задачи и затем контролирует их исполнение. Между руководителем и магистрантом происходит постоянный обмен информацией (это могут быть специально установленные дни и часы, либо он идет в процессе их совместной деятельности), который позволяет магистранту более четко осознавать справляется ли он с поставленными задачами, а также понимать свою конкретную роль в различных ситуациях. Руководитель постоянно следит за профессиональным ростом магистранта. На основе данной формы исследовательской практики магистрант может готовить выпускную работу.

По итогам исследовательской практики магистрант готовит отчет о прохождении  исследовательской практики.

Базами практики могут быть производственные предприятия и другие коммерческие организации различных форм, научно-исследовательские учреждения,  которые могут рассматриваться как экспериментальные площадки для проведения исследований в области магистерской подготовки,  государственные учреждения и вузы.
В ходе практики магистрантам предоставляется возможность проведения экспериментальных исследований по заранее разработанной ими программе.  Предпочтительным является проведение исследований по теме магистерской диссертации..

3.1.2. Научно-педагогическая (производственная) практика (НПП) направлена на приобретение магистрантами опыта реализации целостного образова­тельного процесса; выполнение комплексного анализа научно-педагогического и методического опыта в конкретной предметной области; проектирование отдельных компонентов образовательного процесса; экспертизу отдельных  элементов  методической  системы обучения; организацию и проведение педагогического эксперимента; апробацию различных систем диагностики качества образования; реализацию инновационных образовательных технологий.
Научно-педагогическая практика предусматривает работу в профильных классах общеобразовательных учреждений, в профильных школах, в учреждениях профессионального образования начального, среднего и высшего звена, в том числе  - в университете, на конкретной кафедре. В этом случае магистрант призван освоить процедуру и аппарат теоретического обоснования целей, содержания и технологий учебных курсов, научиться обосновывать педагогические условия обеспечения качества их проведения. 
Научно-педагогическая практика магистрантов может проходить в следующих формах:
проектирование рабочих программ (их разделов) учебных дисциплин;
участие магистранта в подготовке лекций по темам, определенным руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
подготовка   и   проведение   семинара   по   теме,   определенной   руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
подготовка портфолио, материалов для практических работ, составление задач и т.д.;
участие в проверке курсовых работ;
другие формы работ, определенные научным руководителем.

IV. Организация практики

4.1.Требования к организации практики определяются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Организация практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения магистрантами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистранта. 
4.2. Практики могут проводиться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями. 
4.3. Практика осуществляется на основе договоров между университетом и предприятиями, учреждениями и организациями.
4.4. Продолжительность рабочего дня магистрантов во время прохождения практики в организациях  составляет не более 40 часов в неделю.
4.5.  Практика магистрантов оценивается по результатам отчетов, составляемых ими в соответствии с утвержденной программой. 
При оценке итогов работы магистрантов принимается во внимание характеристика, данная ему руководителем практики от предприятия.
4.6. Оценка по практике (зачет, дифференцированный зачет) заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости магистрантов.
4.7. Магистранты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время или проходят практику в индивидуальном порядке.
Магистранты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом вуза. 
4.8. Объем учебной нагрузки преподавателей по практикам рассчитывается на основании учебного плана в соответствии с «Нормами времени нагрузки профессорско-преподавательского состава университета».

V. Руководство практикой

5.1. Ответственность за организацию и проведение практики возлагается на деканов факультетов и заведующих кафедрами, осуществляющих руководство конкретным видом практики по  направлениям подготовки.
5.2. Руководителем всех видов практик магистранта назначается его научный руководитель.  В обязанности научного руководителя входит постановка цели и задач практики, контроль  за выполнением программ практик, а также рекомендации по написанию отчета о прохождении  практики
5.3. На местах прохождения практики организационное руководство практикой магистрантов осуществляют опытные специалисты, назначаемые руководителем данной организации.
5.4. Руководители магистерских программ:
  • участвуют в разработке программ  и индивидуальных заданий по практике;
  • организуют и проводят установочные и итоговые конференции;
  • оказывают консультационно-методическую помощь магистрантам при выполнении ими индивидуальных заданий;
  • посещают зачетные мероприятия, проводимые магистрантом, и проверяют соответствие выполняемой работы программе практики;
  • анализируют отчетную документацию студентов и оценивают их работу по выполнению программы практики;
  • составляют  отчеты  по итогам проведения конкретного вида практики, отчитываются на заседании кафедры.
Отчеты предоставляются в отдел  магистратуры  в  месячный срок после завершения практики.

5.5. Заведующий  отделом магистратуры:
  • разрабатывает основные нормативные документы по всем видам практик;
  • обеспечивает организацию, планирование и  учёт результатов практики по университету;
  • составляет общеуниверситетский план-график проведения  практики;
  • оказывает необходимое содействие выпускающим кафедрам по определению базовых учреждений;
  • участвует    в    проведении     установочных     и            итоговых конференций на факультетах;
  • выборочно посещает уроки и другие виды занятий, проводимые студентами-магистрантами; 
  • принимает меры по устранению недостатков в организации практики;
  • контролирует оформление документации на оплату специалистов, привлекаемых к руководству практикой;
  • обобщает учебно-методический опыт практики.
5.6. Общее руководство практикой осуществляет  первый проректор, проректор  по учебной работе и отдел магистратуры.

VI. Права и обязанности студента-магистранта

6.1. До начала прохождения практики, в установленные деканатом сроки, студент-магистрант обязан:
  • согласовать место прохождения практики и ознакомиться с программой практики на кафедре;
  • посетить установочную конференцию, получить индивидуальное задание и составить индивидуальный план прохождения практики.
6.2. Во время практики магистрант обязан:
  • своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой проведения практики и требованиями принимающей организации (предприятия);
  • подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации (предприятия);
  • проявлять инициативу в решении поставленных на практике задач и применять полученные теоретические знания и навыки.
6.3. По окончании практики магистрант обязан представить письменный  отчет. 
6.4. Магистрант имеет право:
  • вносить предложения по совершенствованию организации практики;
  • по всем вопросам, возникающим в процессе прохождения практики, обращаться на выпускающую кафедру, в деканат и  в отдел  магистратуры;
  • самостоятельно выбрать место прохождения практики, согласовав его с руководителем магистерской программы и деканатом;
  • магистрант имеет право самостоятельно искать место прохождения производственной практики. Самостоятельно найденное место прохождения практики должно быть согласовано в письменной форме с  деканатом. 
6.5. Во время прохождения практики и после ее завершения  магистрант не имеет права раскрывать сведения, отнесенные компанией к служебной и коммерческой тайне.

VII. Методическое обеспечение практики

7.1. К организационно-методическому обеспечению практики относятся:
  • программа практики;
  • индивидуальный план практики;
  • методические пособия по организации практики.
7.2. Основным документом по организации и проведению практики является программа практики.
Программа практики по каждому направлению оформляется на все виды практик в виде единого комплекса. Комплексная  программа практики разрабатывается выпускающей кафедрой, обсуждается методической комиссией факультета, принимается Ученым советом факультета и утверждается деканом.
7.3. Программа практики должна предусматривать:
  • назначение практики, ее место в системе подготовки магистрантов;
  • цели и задачи каждого вида практик;
  • структуру и содержание;
  • сроки выполнения магистрантами общих и индивидуальных заданий;
  • чтение лекций и проведение бесед в помощь магистрантам-практикантам;
  • порядок и сроки подготовки и защиты магистрантами отчетов по практике;
  • форму аттестации по практике; 
  • используемую литературу. 
7.4. При разработке программы практики необходимо учитывать следующие требования:
  •  содержание практики должно основываться на анализе профессиональной деятельности будущего специалиста, выявлении основных компетенций, необходимых для овладения им соответствующих видов работ;
  •  возрастание уровня требований к профессиональной подготовке  магистранта по этапам и видам практики;
  •  знания, полученные магистрантами в процессе теоретического обучения, а также умения и навыки, приобретенные на практических занятиях.
VIII. Документальное оформление практики

По итогам прохождения каждого вида практики студент-магистрант предоставляет на кафедру отчетную документацию:
1. Итоговый отчет о прохождении практики. Отчет отражает выполнение индивидуального задания, поручений, полученных от руководителя практики и должен содержать выводы о полученных навыках и возможности применения теоретических знаний, полученных при обучении в университете. В качестве приложения к отчету должны быть представлены составленные портфолио, задачи, тексты лекций и/или планы лекций и/или семинарских занятий, элективные курсы, опубликованные статьи или материалы докладов.
Общий объем  отчета ( не считая приложения) должен быть не более 15 страниц печатного текста стандартного формата А4. Технические требования к оформлению отчета такие же, как и к оформлению выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). 
На последней странице текстовой части отчета должны стоять подписи магистра и руководителя практики 
2. Характеристику магистранта с места прохождения практики;
3.  Дневник прохождения практики (приложение 1).
 
IX. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение принимается на заседании Ученого совета и утверждается ректором Бишкекского Гуманитарного университета  им.К.Карасаева.
10.2. Изменения и дополнения к настоящему Положению принимаются решением Учебно-методического совета Бишкекского Гуманитарного университета  им.К.Карасаева.